Кто такие кочевники, особенности кочевой жизни

История

Кочевники являются этносами, народностями и народами, исторически образовавшимися в кочевой-номадической этнокультурной среде.

В современном мире это люди, постоянно и временно проживающие в соответствующих племенах и ведущие кочевой образ хозяйства, либо культурно и этнически принадлежащие традиционным кочевым культурам и типам хозяйства. Рождаемость у кочевников обычно ниже, чем у земледельцев.

История кочевничества

Кочевничество, как сложившаяся исторически социальная и хозяйственная система развития, экономический и культурный тип формировалось во II тысячелетие до нашей эры в Евразии и Афроазиатской аридной области.

В основу кочевого образа жизни легло скотоводство. Люди, ищущие новые пастбища, переселялись на много километров от основного дома. На протяжении большей части своей истории кочевое скотоводство было преобладающим видом жизнедеятельности во внутренних степях Азии. Несмотря на то, что к нему нередко относились как к примитивной форме экономических организаций из-за меньшего производительности труда скотоводов, чем земледельцев, на самом деле это было усложненное специальное направление использования степного ресурса. Однако такой образ жизни все-таки был отсталым, чужим для окружающей цивилизации оседлого происхождения.

Кто такие кочевники, особенности кочевой жизни

История кочевников и связи с другими регионами была основана на том, что сам кочевник принимал в качестве не требующего доказательств своё передвижение, требования к животноводству, экономические ограничения и основную политическую организацию.

Для описания формы подвижного скотоводства обычно применяется термин «пасторальный номадизм», при котором семьи перемещаются с одних сезонных пастбищ на другие в годовой цикл.  Наиболее примечательным культурным свойствам этой экономической адаптации является то, что общество кочевников и скотоводов приспособляется к потребностям подвижной и продуктивной работы своего скотного хозяйства. Понятия «номадизм», «кочевничество», «скотоводство» и «культура» семантически разные. Есть скотники, не кочевники. Также существуют сообщества с подвижными формами скотоводства, которые представляют собой единственную экономическую специализацию, где нанимаются отдельные скотники или ковбои для осмотра животных. Обычно скотоводство – это профессиональное занятие, устойчиво внедренное в сельхозкультуру оседлых народов, никогда нет отдельного общества скотоводов.

Внутреннее скотоводство традиционно связано с использованием обширных сезонных угодий в горах и степях. Поскольку людям не могли питаться исключительно травами, разведение животных стало эффективным средством для управления энергией степных экосистем.

Стадо состояло из ряда животных травоядного происхождения, включая овец, кошек, крупных рогатых животных, верблюдов и, иногда, яков. В Сибири не было специализации для разведения отдельных видов, которая разрабатывалась среди степняков на Ближнем Востоке, которые разводили верблюдов и северного оленя. Внутренняя Азия была идеальной, для разведения всех видов животных, которые необходимы для снабжения продовольствием и транспортом, чтобы семья или племена могли получить самообеспечение на скотоводческой основе.

Фактическая распределенность животных в стаде отражалась и экологическим факторам, и предпочтениям культуры, но состав их был в основном однотипным, не зависимо от использования открытой степи или горных пастбищ. Особенно часты были изменения состава стада у скотоводов, эксплуатирующих более строгие районы, в которых, к примеру, козы жили лучше овец, или где засуха способствовала выращиванию верблюдов и не благоприятствовала выращиванию лошадей.

Кочевники Старого Света являются уникальным примером длительного паразитирования «варваров» над технологичными и организационным развитым цивилизованным народом. Небольшие изменения окружающей среды вызывали цепной реакцию массовых кочевых движений на запад Европы и восток Азии, и направление движения, зависело от уровня сдерживания оседлого населения.

Долгое время на границе России происходили непрерывные стычки кочевников, но начиная с XVIII века, пушки и орудия были сильнее главных преимуществ кочевников – быстроты, подвижности. Победы России в конце XVIII века завершили эпоху набега кочевников на западные цивилизации.

Светлана Федоренкова
Светлана Федоренкова
Закончила обучение в Курском государственном университете по специальности историк. Учусь в магистратуре исторического факультета по направлению "Отечественная история".
Задать вопрос
Исторически кочевой образ жизни ведут этносы тюркских и Монгольских народов, а также другие уральские языковые семьи, которые находились на территории кочевой цивилизации. Исторические и генетические связи с уралоалтайской семьей, предками современных Японцев, древними конными воинами-лучниками, завоевавшими Японские Острова, выходцами из Урало-Алтайской кочевной среды, а также корейцами считаются отделенными от протоалтайского народа.

Вклад в историю, как древних, средневековых, так и современных кочевников северного, южного синского древнего наименования, ханьского или китайского этногенеза, может быть достаточно велик. Последние династии Китайской империи Цин были кочевыми, манцжурскими.

Расцвет кочевых культур

Расцвет кочевой империи связано с периодом образования «кочевой империи» или «имперской конфедерации» середины I тысячелетия до нашей эры — середины II тысячелетия н.э. Эти государства возникли в соседстве со сложившейся земледельческой цивилизацией и зависели от того, какую продукцию они получают оттуда. Другие подчинялись земледельцам и платили дань Золотой Орде. Кочевники завоевывали земледельцев, переселялись на свою территорию, соединившись с местными жителями Известно несколько крупных переселений так называемых «пастушеских» народов, а позднее скотоводов-кочевников индоевропейских, гуннов, аваров, тюрков, киданов и полковцев, монголов, калмыков и т.д.

Кто такие кочевники, особенности кочевой жизни

В результате образовалась единая цепочка международных торговых, технологических, культурных связей. В результате таких процессов в Западную Европу попала порох, компас, книга. Некоторые историки называют этот период «средневековым глобализацией».

Образ жизни кочевников

Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников:

  1. кочевое скотоводство;
  2. торговля;
  3. различные ремесла;
  4. рыболовство;
  5. охота;
  6. различные виды искусства (цыгане);
  7. наёмный труд или даже военный грабёж;
  8. военные завоевания.

Обычно воровство не было достойно кочевника, включая ребенка или женщину, потому что все члены кочевного общества были воинами. Помимо этого кочевники считали недостойными некоторые другие занятия, присущие оседлой цивилизации. Например, среди кочевников проституция была абсолютно недопустима. Это не следствие воинской системы родоплеменных обществ и государств, а следствие кочевого образа хозяйства, который впоследствии приводил к земледелию.

В настоящем мире из-за существенных изменений в хозяйственном и социальном развитии общества появилась и довольно часто используется понятие «неокочевники», т.е. современные, может быть, очень и не очень успевшие люди, которые ведут кочевой и полукочевой жизнь в современные условия. Многие из них артисты, ученые, политики, спортсмены, шоумены, композиторы, менеджеры, преподаватели, сезонные работники, программисты, гастролеры, экспаты, путешественники и т.д.

Кочевой образ жизни тюркских племен

Древние племена тюрков вели подвижный, то есть кочевой, образ жизни, переезжая из одного местности в другую. Именно поэтому их называли кочевниками. До нас дошли древние письменные источники и исторические сочинения, которые описывают образ жизни кочевых народов. В одном из сочинений они называются смелым, отважным, сплоченным кочевым народом, храбрым воином, в других наоборот представляются как дикари, варвары, захватывающие другие народы.

Кто такие кочевники, особенности кочевой жизни

Почему тюрки занимались кочевым образом жизни?

Как уже говорилось выше, их хозяйство состояло из скотоводства. В основном тюрки разводили крупный и мелкий рогатый скот и верблюдов. Каждый год животные находились на подножном корме. Людям приходилось искать на новый участок, когда старый истощался. Поэтому каждые 2–3 года тюрки меняли свои стоянки.

Для такого образа жизни требовалось большое пространство. Таким образом, тюрки осваивали все новые и новые территории. Кочевой образ жизни был своеобразным средством охраны окружающей среды. Если бы всё время скот находился в одном месте, степные леса вскоре полностью были бы разрушены. По этой же причине земледелие было невозможно в степи, тонкие плодородные слои быстро разрушались. В результате перекочевок почву не успевали истощить, а скорее, наоборот, к новым возвращениям луга снова покрылись густой травой.

Жилища тюрков

Мы все знаем хорошо, что люди жили не всегда так, как мы теперь, в большом каменном многоквартирном доме со всеми комфортными условиями. Тюрки, которые вели кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи не было дерева, но было немного скота, который давал шерсти. Неудивительно, что стены юрты изготовлены из спрессованной шерсти – войлока, одетого на деревянные решетки.

Удивительно, но всего 2–3  человека смогли очень быстро и всего в течение часа собирать или разобрать юрту. Разобранные юрты легко перевозились на лошади или верблюде.

Жилища кочевых племен тюрков

Способ размещения и внутренняя конструкция юрты был строго определён традицией. Юрта всегда была установлена на ровной открытой солнечной поверхности. Она служила тюркам не только как жилище, но и как своеобразные солнечные часы. Для данного жилища древние тюрки ориентировались на восток дверью. Благодаря такому расположению дверь служила дополнительным световым источником. Ведь в юртах никаких окон не было, а двери жилья  были открыты в теплые дни.

Внутреннее убранство юрты

Внутренние пространство юрты условно делились на два ряда. Обычно левую сторону от входа считали мужским. Тут хранилось оружие хозяина, инструменты, конская упряжь. На противоположной стороне находилась женская половина, там хранилась кухонная утварь, женские и детские вещи. Такое разделение было соблюдено и при чаепитии. В ряде юрт для отделения женской части от мужской использовались специальные туфли.

В центре жилища находился очаг. В центре здания прямо перед очагом было дымовое отверстие дымника, которое было единственным «окном» кочевой «квартиры». Стены юрты украшались коврами и шерстью, разными цветами тканей.

В богатых семьях и домохозяйствах вешали шелка. Пол был земляным, поэтому покрывался войлочным покрытием и животными шкурами. Большая часть юрты, расположенная у входа, считалась самой почётной. Там были выставлены семейные коллекции, усаживались старики и особенно почётные гости. Хозяева, как правило, садились под ноги и гостям предлагались небольшие тапочки или ставили прямо на пол, на постель или войлочную подстилку. Также в юртах могли находиться низкие столы.

Кто такие кочевники, особенности кочевой жизни

Традиции и обычаи

Древние тюрки имели свои традиции и обряды, которые были связаны с обычаями и традициями поведения юрты, и все в семье пытались соблюдать их. Нарушения традиций считалось дурным тоном, признаком невоспитанности и иногда могло даже оскорбить владельцев.

По одной из традиций, например, на входе нельзя было наступить на порог и сидеть на нём. Гость, который умышленно ступил на пороге, считалась врагом, который объявлял хозяину свое злое намерение.

Тюрки пытались воспитывать в детях уважение к огню дома. Запрещалось лить на огонь воду, а особенно плевать на огнь, вонзить в очаг нож, касаться огня ножом и острыми предметами, бросить мусор и тряпки в него. Это считалось оскорблением духа дома. Запрещалось переносить очаг в другую юрту. Говорили, что счастье тогда может покинуть дом.

По мере того, как древние тюрки, помимо скотоводства, стали вести и другие виды хозяйства, изменились и условия жизни. Многие начинают заниматься оседлым образом жизни. Теперь уже одних только юрт стало не хватать.

Также появляются другие типы жилья, более подходящие для оседлого образа жизни. С помощью камыша или дерева тюрки начинают строить землянку, глубиной до метра.

В дом шли ступеньки камня или древесины. Если проём двери был небольшим, его закрыли деревянными дверями. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные. На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для того чтобы хранить посуду и другую домашнюю утварь ставили стеллажи. Землянки были освещены жировыми алюминиевыми лампами, изготовленными из глины. В землянках, как правило, отопления не было, в них редко можно найти следы очага. Может быть, их жители зимой согрелись теплой жаровенкой.

Такой жилой дом требовал постоянного ухода и уборки, чтобы его защитить от грязи и пыли. Предки стремились сохранять чистоту не только своих домов, но также и окружающей территории дома. В Булгаре археологи обнаружили небольшие усадьбы, накрытые деревянными настилами.

Строительство жилищ

Дома постепенно начинают строиться из дуба или сосновой брусчатки в виде бруса. Обычно люди одного направления селились рядом, мастера находились рядом со своими мастерскими. Так возникла слобода Гончарова, Кожевникова, Кузнецова и так далее. У булгар, занимающихся земледелием, почти во всех хозяйствах были погребы, обшитые досками зерновые ямы и ручных мельниц. Они сами пекли хлеб и прочие мучные продукты. Археологи обнаружили на раскопах булгарских поселений следы полукруговых печей, готовивших еду, обогревавшую жилище.

В это время была распространена традиция разделения жилья на две части. Основная часть дома состояла из переднего этажа с печью «Тур Як». Основой обстановки стали нары широкого дощатого помоста, располагающиеся по передней стене. Ночью тюрки спали на них, а днем, убирая постельное белье, они накрывали на них стол. Перины, огромные подушки, стёганое одеяло складывались на одной из сторон набора на боковой стене. Если был стол, то обычно он ставился возле боковой стены от окна или между окнами.

В то время столы обычно использовались только для того, чтобы хранить чистую посуду. Для хранения праздничных украшений и одежды служили сундуки. Их ставили около печи. На эти скамейки обычно садились почётные гости. За печью была женская половинка, где лежали и лежанки. Днем здесь готовили еду, а ночью спали женщины и дети. Вход в этот участок дома был запрещен посторонним. Из мужчин могли сюда приходить только муж и отец, а в особом случае и мулы и доктора.

Посуда тюрков

В древних тюрках в основном использовались деревянные и глиняные посуды, в более благополучных семьях – металлические. Большинство семей своими руками делали глиняную посуду. Но с развитием ремесел постепенно появляются мастера, которые делают посуду для продажи. Они жили в крупных городах и в селах. Вначале глиняную посуду лепили ручным способом, а потом начали применять гончарные круги. Мастера применяли местное сырье, чистую и хорошо смешенную глину. Изделия из глины производились самые разнообразные: посуда, тарелки, кувшины, миски, чашки, а также водопроводных труб. Посуда, обожженная в специальной печке, украшена орнаментом и выглядела красиво.

Деревянная и глиняная посуда древних тюрков

Жилища ханов

Когда тюрки ещё кочевали по степям, хан имел два жилья. Зимние дворцы из камня, летние юрты. Конечно, дворец хана отличался большим размером и внешним видом. В нем было множество комнат. В переднем уголке тронного зала стоял роскошная царская корона, покрытая дорогой заморской тканью. Левая часть царского двора считалась почетной, поэтому при церемониях жена хана и самый дорогой гость усаживались по левой руке от хана. По правой руке от хана находились предводители племени.

Светлана Федоренкова
Светлана Федоренкова
Закончила обучение в Курском государственном университете по специальности историк. Учусь в магистратуре исторического факультета по направлению "Отечественная история".
Задать вопрос
Гости, вступая в зал трона, в знак благодарности, снимали головной убор и вставали на колени, чтобы приветствовать правителя таким способом. Во время трапезы первым должен был попробовать пищу сам правитель и потом поочередно угостить гостей. Только потом можно стало приступить к ужину.

Кто такие кочевники, особенности кочевой жизни

Праздничное застолье у булгарской знати продолжалось долго. Здесь читали стихи, конкурсы по красноречию, песни, танцам и игры на различных музыкальных инструментах.

Таким образом, тюрки могли приспособиться к самым различным условиям своей жизни. С изменением окружающей среды изменились и образ жизни и вид жилья. Неизменна была любовь к работе, верность традициям и предкам.

 

Светлана Федоренкова

В 2012 году я закончила МБОУ "Среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов № 3, поступила в этом же году в вуз.
В 2016 году я закончила обучение в Курском государственном университете по специальности историк.
Сейчас учусь в магистратуре исторического факультета по направлению "Отечественная история".

Моя работа "Сердоликовые бусы как индикатор направлений торговых связей Курской волости-княжения в конце X - 1-ой половине XIII вв." была опубликована в 2016 году в журнале "Filo Ariadne" № 1.
Статья "Ожерелья как дополнительный источник для изучения торговых контактов Курской волости-княжения в конце X - 1-ой половине XIII вв." была опубликована в том же году и в том же журнале, № 2.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Копатыч
Добавить комментарий