Золото инков, история, попытки отыскать

История

Инки – древней и загадочный народ Южной Америки. Этот удивительный рассказ о народе инков, которые поклонялись драгоценным металлам и легендарном «золотом городе» Эльдоро.

Одна прекрасная легенда говорит о том, что древние люди давно создали самый красивый сад. Этот сад рос с золотой травой, в котором ползли золотые насекомые, в небо двинулись высокие кустарники золотого цвета, а золотые ветви вылились с золотых плодов, налитых солнцем. Сад был совершенно золотой.Он был подарен людям Богом Солнца, и народ воспринимал этот дар трепетно, и благодарил творца каждый день за его дары. Золото уважалось, береглось, но его не считали материальным, его не сравнивали с деньгами. Невозможно было сравнить с деньгами, что-то священное.

Конкистадоры в погоне за золотом

«Золото» – это магическое слово для испанцев по всему Атлантическому океану. На вопрос индейцев о том, почему белым людям так нравится золото испанский конкистадор Эрнандес Кортес ответил лишь: «У них особая болезнь сердца, которую излечить может лишь золото».

Золото для инков было только металлической материей бога Солнца, которая была для них священной.

Империя инков является рабовладельческим государством коренных индейцев Южной Америки, сложившимся в 1438 году и занимавшим территорию современной Эквадорской, Перуанской, Боливийской, северо-восточной части Аргентины, северной Чили и Испании.Одна из самых древних цивилизаций в Южной Америке, которая подчинила окрестные племена, принадлежащие к языковому сообществу кечу.

Золотой ритуальный нож, принадлежавший племени инков
Золотой ритуальный нож, принадлежавший племени инков

Кечу – индейский народ, проживающий в Южной Америке и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. К моменту завоевания испанцами кечу являлись могущественным из народов Америки.

Легендарный воин Манко Кокпак основал в 1200 году правящую династию инков.Для своего государства индейцы присвоили имя Тауантинсуйю, т.е. четыре соединенные стороны света и столица Куско – Пупа Земли.

Сапа Инк – верховный правитель империи, обожествленный еще при жизни, назывался сыном Солнца. Государство Инков имело высокий уровень знаний по агрономике, инженерии и медицине, обладало развитой системой дорог и системой отопления. Мастера гончаров, ткачей и ювелиров считались служащими общественных учреждений, их обеспечение осуществлялось за счет правительства. Лучшее произведение использовалось в ритуале, либо Сапа Инк одаривал подчиненных за их заслуги.

Инки имели особое отношение к золоту, поскольку использовали его как проводник от Бога к людям. Например, не все украшения было общедоступны, такие как браслеты из золота, а также различные волокна из растения Уайруро могли носить далеко не все. Кроме того, сандалии из ламовой кожи, украшенные золотым, могли позволить многие, но императорские изделия отличались богатейшей отделкой с использованием больших и качественных камней, недоступных для простых жителей.

Золото в мировоззрении инков

У инков золото считалось признаком высокого статуса, поэтому наиболее яркими и крупными изделиями украшали одежды жрецов. Яркий пример статусного украшения – серьги:

  • для рабов серьги была недозволительная роскошь,
  • для простых людей они была невзрачной и простой,
  • для императора с семьей – серьги тяжёлые и изящные.

Часто серьги у священников и императоров были одним большим, ограненными куском золота.

Каждый день нельзя было носить золотое украшение – это было разрешено только императорским семьям и священникам. Простые люди могли носить золотые украшения только на праздники или на ритуалы. Один из известнейших и уникальных ритуалов – Эльдорадо, которое переводится как «Золотой человек». Суть обрядов заключалась в том, что верховный вождь инков был покрыт липкой смесью, например смолой и сверху осыпан песком из чистого золота, а затем он, сопровождая и золотым даром, плыл в лодку на середину Гуатави, священного озера в современной Колумбии. Добирались обратно вплавь, а золотая «кожа» вождя была смыта. Такое обручение проводилось достаточно редко, особенно при коронации жреца-царя.

Золото инков, история, попытки отыскать

Легендарный город Эльдорадо

Золото было вывезено со всех уголков империи на Куско и строго запрещено вывозить его – те, ктоослушался, мог быть казнен. Ежегодно столица империи получала порядка 170 тонн золота.

В XVI веке к инкам впервые пришли испанские воины. Хотя путь тогда был не близок, слухи про богатство инков быстро доносились. Все в Испании полагали, что золото и ценные камни в этих далеких районах буквально валятся под ноги и не представляют ценности для местных жителей, но это было ошибкой, потому что золота для инков было всем, она была символом самой солнца. Солнце было так священно, что ни один из правителей, даже Сапа Инка, не мог смотреть на нее, чтобы не разгневать высшую силу.

Сапа Инка – правитель инков. Был девятым Инка Капак в Королевстве Куско, которое он преобразовал в Империю инков.

Золото инков, история, попытки отыскать

В 1532 году испанцы во главе с Франциском Писсаро, обманом, захватили Сапу Инку Атаульпу. Взамен за свободу Атаулпа предложил заполнить всю комнату золотом, начиная с пола и заканчивая потолка.Когда было исполнено обещание, вождь инков был казнен. Перед смертью Сапа Инка оставила письмо-кипу из 13 писем. Ни кто не знает о том, что сообщил Атаульпа, но, по легенде, после смерти инки собрали все золото и спрятали его в горах Эльдорадо, где был основан город Эльдорадо. С тех пор многочисленные экспедиции не раз отправилась на поиски загадочного города, но до сих пор легендарного Эльдорадо никто не нашел.

Последнее золото инков

Сохраненные изделия из золота, драгоценного металла и инструментов для добычи и изготовления золота в Южной Америке могут быть представлены в музеях южноамериканских стран. Среди них наиболее известны музей золота Лима в Перу, Богота – Колумбии.

Индейцы добывали золото, используя заостренную палку, осушая дно рек или поджигая сухие растения в холмах, а потом искали в грунте металл. Руда дробилась в каменной мельнице и извлекалась золотом. Для того чтобы его очистить от примесей золото переплавляли. У индейцев была тигла и горна и небольшая плавильня, и вес с гирьями, чтобы взвешивать металл.

Золото часто смешивалось с медью и создавалось так называемое сплавом тумбаха. В некоторых случаях эти изделия были покрыты серебром или закрашивались специальными растительными красками.Такие красители покрывали не только краской, но еще и затеняли изделие из-за огромного содержания меди.

Техника поразительно сложна! Что стоит одному только костюму Сину: много золотых пластин определённой толщины и каждый украшается гравировкой вручную, используя специальные костяные инструменты.

Золото было использовано в очень многочисленных вещах. Большой ценностью являются предметы ритуала: чаши и сосуды, украшенные тотемным священным животным, например ягуаром, лягушкой, кондором, пантерой, змеем. Сохранились ножи для церемонии – тумы, предполагалось, что использовались во время жертвоприношений. Ну и, конечно же, традиционные для индейцев украшения.

В Лимском золотом музее представлены головные уборы императора, браслеты, браслеты. Чаще всего они являются оберегами, которые приносили успех или защищали от злодеев. Палестинцы считали, что каждый уголок на теле человека должен быть защищён, а для этого часто использовали украшения в виде круга или кольца.

Золото инков, история, попытки отыскать

Обереги, амулеты были сопровождены не только на протяжении жизни, но также использовались в церемониях погребения, поскольку полагалось, что такие предметы нужны хозяину и после его гибели. Захоронение может определить статус человека: чем важное его значение для сообщества, тем богатее и умнее предметы, используемые для оформления гробниц и тел умершего.

Иногда на Кордильерах можно видеть золотое пламя, считают, что оно освещает скрытое золото инков. По легенде один из избранных сможет его найти, а потом вновь будет возрождаться Великая Империя.

Попытки отыскать золото инков

Не так давно появилась новая версия, где находятся сокровища инков. Взоры белых людей обратились к Эль-Сангайскому вулкану, расположенному на пересечении западного и западного районов Кордильера. Сангай является священным Богом Огня древнего Инка, а вулканические склоны служат индейской хиваро-племени местом, где покоятся вожди и герои.

В начале 60-х годов доктор Курт фон Ритер из Кито (немецкий эквадорец) начал разработку этой версии, и он даже жил на некотором протяжении времени в индейском племени Хиваро, известном как «охотник за головой».

Спрашивая индейцев о находках на склоне горы, он получил в руки крошечный резной статуэт Инкской Богини созидания Илья Тику, отлитый из чистого золота.

Золото инков, история, попытки отыскать

После показания доктору места обнаружения – высокого, более 2 тысяч метров, ущелья, переходящих в исполинское ущелье, экспедиция ученых приступила к раскопкам. Очень скоро был обнаружен череп человека, владелец которого при жизни был подвержен сложным операциям. Известно о том, что инки не только занимались хирургией, но и успешно провели трепанацию черепа. Вскоре археологи нашли скальпель, тонкий золотой ящик.

В Эквадоре, несмотря на предупреждения ученых, началась истинная золотая лихорадка. Работали бригады по землекопов, наняли специалистов, искали инвестиции. Никому не удалось найти нужную сумму для раскопок,но никого это не остановило.

Через месяц в подножье Сангаи пришла первая группа экспедиций. Это были два молодых американца, Фрэнк Рокко из Пенсильвания и Ричард Каупп из Калифорнии. Официальной целью экспедиции был поиск «ценного металла». С середины января они отправились в объединенную экспедицию США и Эквадора. Но вскоре молодые люди пропали.

Поисково-спасательная экспедиция обнаружила их стоянку почти на кратере вулкана. По снегу они разбросали вещи, по дороге в Кулебрильис терялись следы американских людей. Спустившись по долине, спасатели обнаружили, что на полу развалившегося индейского хижины Роберта Кауппа умирает от истощения. Он сказал, что, когда с Френком Рокко они почти подошли к вершине Сангаи, они чувствовали, что дышать не могут по ядовитым вулканическим газам, и что-то стало с ними непонятно.

Американцы были охвачены приступом злости, их сознание помутило, они не понимали, куда они находятся, куда они должны ехать. Вскоре оникак-то оказались на восточном берегу вулканов, хотя и поднимались на южной стороне, там, где Ритер нашел золото. Каупп стал уговаривать Рокко возвращаться в лагерь, но он отказался: «Это здесь, Кэп. Я ощущаю, что он здесь».

Каупп бросил обезумевшего товарища и не помнит сам, как он попал вниз. Он был отправлен в больницу Риобамбы. Через пару дней, когда он вышел отсюда, он исчез бесследно. Полиция пыталась найти его для снятия показаний и понимания, не видел ли американцы что-то, которое могло навести золотой след.

Вскоре один из участников экспедиции обратился в местную газету. Он утверждает, что нашел две цепи следов, которые тянутся по восточному склону, потом примятый снег, следы боя, а потом остались только один след. Как сказал спасатель, следов крови не было. Вскоре пришла очередная экспедиция из Америки, спонсированная родственниками Рокко, но ни сам Рокко и ни какие-то следы его жизни в горах найти не смогла.

Еще несколько экспедиции, которые пытались найти золото, вернулись в Сангаю с пустой рукой. Многие считали, что Доктор Риттер просто кинул на горы, купленные индейские артефакты для создания своего имя в научном круге. Но пока нет никаких достоверных доказательств подтверждения этой версии или ее опровержения.

Итак, золото инков на сегодняшний день остается легендарным необнаруженным артефактом. Кто знает, может какому-нибудь исследователю все же улыбнется удача и он откроет одну из величайших загадок истории…

 

 

Светлана Федоренкова

В 2012 году я закончила МБОУ "Среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов № 3, поступила в этом же году в вуз.
В 2016 году я закончила обучение в Курском государственном университете по специальности историк.
Сейчас учусь в магистратуре исторического факультета по направлению "Отечественная история".

Моя работа "Сердоликовые бусы как индикатор направлений торговых связей Курской волости-княжения в конце X - 1-ой половине XIII вв." была опубликована в 2016 году в журнале "Filo Ariadne" № 1.
Статья "Ожерелья как дополнительный источник для изучения торговых контактов Курской волости-княжения в конце X - 1-ой половине XIII вв." была опубликована в том же году и в том же журнале, № 2.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Копатыч
Добавить комментарий