Донские славяне представляют собой восточнославянские группы или племенные союзы, населявшие Верхнее Подонье в VIII–X веках. Археологи и истории соотносят представителей этих племен с роменской и боршевской археологическими культурами. В древнерусских источниках не о них упомянуто. Племенная принадлежность неизвестна: они могут быть как отдельной частью известных племенных союзов, которые чаще всего связывают с вятичями и неизвестными племенными группами.
Борщевская культура – славянская раннесредневековая археологическая культура VIII—X (в некоторых регионах первой половины XI веков) на территориях сегодняшней Украины и России.
Согласно «Повести временных лет», граница юго-восточного расселения славян ограничивалась бассейнами Сейма и Сулы, не охватив Дон. Донские славяне неизвестны древнерусским письменным источникам и выделены только археологическими свидетельствами — находкам особой археологической культуры (боршевской). В.В.Седов считает, что отсутствие в «Повести временных лет» упоминаний о донских славянах может быть объяснено тем, что группа прекратила свое существование еще до того, как составила «Начальный свод» XI века, в отличие от соседних вятичей и северян. Единственное, что можно упоминать о донской группировке славян, есть в письме правителя Хазара Иосифа XI века, где он называет среди своих подвластных народов некоторых С-л-виюн — в соседстве с В-н-н-тит вятичей и С-в-р северянами. По мнению воронежского археолога А.Н. Москаленко, донские славяне могут представлять собой отдельную группу славян восточного происхождения, которая формально входила в вятичский племенный союз.
Возможно, летописные данные о подчинении вятичей хазарам могут быть свидетельствами подчинения вятичей к хазарам не самих донских славян. В контексте отношений донских славян и вятичей иногда интерпретируются загадочные топонимы Вантит-Ваит-Вабнит, упоминаемые арабскими и хазарскими источниками. Вантиты описываются как «мадина» на Юго-Восточной окраине Восточного славянского мира; археологи Воронежской области А.Н. Москаленко, А.З.Винников связали его с большим городищем Тичихи донских славян.
До IX-X вв. юго-восточная славянская племенная союзность вятичей, северян и т.д. была подчинена Хазарскому каганату, которому платили за это дань; но в конце IX века отмечается стремительный отход славянского народа из Подненья. Вероятными причинами этому исследователи считают походы князя Святослава, который в 960-х годах разгромил Хазарский Каганат, и это привело к ухудшению политического равновесия в степи и распространению печенег, а также угасанию торговли с Арабским востоком. Похоже, под влиянием печенегов донские славяне покинули земли в конце X века.
Происхождение
Донская славяне относится к археологической антропологии боршевского, происхождения которой связано с миграцией раннеславянских жителей на Верхний Дон ср. находка пражско-корчакского образца у деревни Ярлуково в Липецкой областной области. В VIII–X вв. на этом раннеславянском основании сформировалась обширная группировка памятников, расположенная на востоке Днепра и из которых со временем в верхнем Оке образовались вятичи, на днепровском побережье – северяне, на Дону – собственно боршевская группа, сформировавшаяся на этом раннеславянском основании, отношение которой к двум упомянутым племенным союзам остаётся неясным.
Облик боршевской культуры ближе к соседней роменской культуре; по этому поводу часто говорится о единой боршевской культуре, носители которого соотносятся к северянам, вятичам и радимичам. В ареал памятников боршевского края, по данным исследователей, также входит Верхняя Оку.
Племенная принадлежность
Исследователи считают, что донская славянская культура и боршевская культура, в целом, являются составными частями обширного комплекса памятников на северо-востоке Днепра и на базе которого сложились исторические племенные связи вятичей с северянами. В то же время отношение самого донского славян к вышеуказанным союзам остается неясным. Были предприняты попытки прямой вывести донских славян из вятичий, северян или общей вятичиско-северянской колонии Подонья.
Также существует гипотеза (М.С.Грушевского и А.А.Шахматова) о изначальной форме вятичей на Дону именно, откуда под давлением кочевников они переехали в Поочию, вытесняя там местного финского населения (по мнению А.Л.Монгайта). Главное препятствие всех вышеупомянутых предположений — синхронизация памятников северянской культуры, пооч вятичей, а также собственно донской славянской культуры.
Д.И. Багалей считает донскими славянами северян, что А.Н.Москаленко отрицал в силу существенных отличий в материальной культуре. В.В. Седов исключил связь с северянами на основании того, что древности донской культуры не были эволюционированы из роменской.
В большинстве исследователей присутствуют свидетельства о наибольшем сходстве материальных культур донских славян и вятичей; еще в XIX в. П.В. Голубовский считал донских славян вятичами.
В связи с открытием курганов на Дону с характерным для вятичей кольцевым ограждением и камерами погребения П.Н. Третьяков предложил считать боршевские памятники принадлежащие вятичам; в ареал культуры боршевской был включен не только верхний Дон и Нижняя Ока, а также Верхняя Ока. В.В. Седов сформулировал эту гипотезу, утверждая, что обряд курганов на Дону возникал только в IX–X веках, когда здесь уже находилось боршевское население, и это можно объяснить проникновением некоторых групп вятичского населения.
Отмечая своеобразие племен донских славян, А.Н. Москаленко с некоторыми оговорками связывал их с вятичами, полагая боршевскую часть Дона как отдельную группу, формально входящую в вятичский племенной союз. В связи с близким родством донских славян с вятичами могут быть указаны направления взаимной миграции: еще М.С.Грушевский считал, что славянский народ Дона, под давлением кочевников, переселился на Верхнюю окраину, в область его соплеменников, вятичей; также А.А.Шахматов, Л.С.Монгайт указывали на участие донского славяно-славянского населения в Рязанской земле. С одной стороны, ученые отметили признаки возвращения части вятичей в Донскую область.
По словам В.В.Седова, разнообразие материала донской земли не дает никаких оснований прямой ассоциации донских славян со вятичами и со северянами. После И.И. Лыпушкина он считает, что это особое славянское племя, упомянутое в письме правителя Хазара под именем «сльиюн» («с-л‐виюн»); такая же позиция была изложена и в других исследованиях, таких как работы В.Я.Петрухина. В случае отсутствия письменного источника вопрос о родословной донских славян решить невозможно.
Поселения
Донские славяне живут в сравнительно крупных селениях – неукрепленных селениях и укрепленных городищах, в которых было несколько десятков домов. Основным типом жилищ служили срубные дома.
Крупнейший памятник донских славян – городище Титчиха в Воронежской области, порой связанное с загадочным вулканом Вантит.
Титчиха — городище с прилегающим к нему селищем близ хутора Титчиха в Лискинском районе Воронежской области России. Памятник боршевской культуры.
В городищах боршевского хозяйства были разные конструкции укреплений, например, городище Воргольского района Липецкой области обнесено валом, поверх чего были построены деревянные сооружения, усиленные перпендикулярными сооружениями-контрафорсами.
Постройки
Жилищами являлись полуземлянные срубные или каркасные столбовые конструкции площадью от 16 до 25 м, по данным Ибн Руста, славянские дома покрывались «деревянным отрезком крыши и на эту крышу наложили землю». Обогрев жилья осуществлялся с помощью печей-каменок, которые топились «по чёрту», некоторые дома обнаружили открытые огоньки вместе с печями. Дома были принадлежали отдельной семье. Отдельные строения могли быть примитивными банями.
Сруб — деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен.
Срубами в России были дома, храмы, прясла и башни деревянных кремлей и прочие сооружения деревянного зодчества.
Хозяйство
Хозяйство донских славян было сложным, основывалось на земледелии и сельском хозяйстве, при помощи охоты, рыболовства. Основой хозяйства является земледелие, выращивание зернобобовых культур, что свидетельствует наличие соответствующих железобетонных орудий, мотыг, кос и серпов, жернов, ручных мельниц и погребов.
К основным занятиям донских славян относились:
- земледелие
- скотоводство
- рыболовство
- промыслы (кузнечное, косторезное, деревообрабатывающее, бортничество)
- охота и собирательство
- гончарство
- торговля
Анализы грунта показывают, что на выжженном участке леса обустроились пашни. Вблизи поселений было организовано огородное хозяйство: горох, репчатый лук, лук. Среди животных коровы преобладали как источник молока; также разводили овец, кошек, свиней, лошадей, как тягловой силы. Нехватка мяса компенсировалась охотой – в Верхнем Подонье находки кости диких лосев, кабанов и косулей и т.д. преобладали над домашними, охота также давала меха бродячих, зайцев, белков, лисиц, медведей, выполнявших у славян функции денег.
О развитии рыбалки свидетельствуют найденные орудия ловли крючком, острогом с трёх зубами, пешней, костей, чешуи судака, леща, щуки, жерехи, вырезуба, красноперки, сомов, стерлёз, севряги. Женщины донской славянки изготавливали глиняные посуды — только для своего потребления.
Дерево было лепным и слабо окрашенным пальцевыми, палочными или зыгзаговыми веревками на верхней поверхности, обжигом – в печах домашних или в костре. Для плавания можно использовать и очаги с использованием меха; находки горных печей и сопел глины свидетельствуют о широком знакомстве с сыродувной техникой производства. Открыты свидетельства производства ювелирных изделий: глиняная и каменная тигла, лодыжки, фрагменты литейных форм, инструменты долоточника, маленькие свёрлы, пинетки; сырье использовали бронзу и серебряную, как правило, расплавленный арабский дирхем; типичные ювелирные украшения: глиняная и каменная тигла, лодыжки, глиняная и каменная тигли; сырье использовали бронзу и серебряную, как правило, привозную, например, арабские.
Местные жители могли обеспечить металлическую продукцию не только для себя, но и для соседей. Находки из дирхемов, ближнего Востока стеклянных бусин и венецианской посуды – свидетельства широкой торговой связи. Обмен был осуществлен по речному пути – через Дон с помощью Хазарского Каганата, арабский автор также указывает на пути караванов в районе «мадины» (Вантиты). Славяне смогли торговать с другими народами мехом, медом, войско, кожу, шкуры.
Вся посуда донских славян изготовлена в ручную без использования гончарного круга. Посуду лепили вручную, а затем обжигали на открытом костре. Этим занимались преимущественно женщины. Все домашнее хозяйство ложилось целиком на их плечи.
Религия
Донские славяне были язычниками, они верили во множество разных богов. Уникальное святилище для донских славян открыли в Липецком крае – Ворголское. Она располагалась в центре городища Ворголь и представляла собой круглый в плане площадок с крупным столбом в центре расположенного деревянного идола и 8 костров. Здесь проводились ритуалы — животные остатки лошадей в центре храма и вещи обломок лепного сосуда, серебряные подвески скандинавских стилей с золотом, височные подвески, обрубки дирхем, оружия, острога, и других орудий. Также свидетельства традиционного вероисповедания представлены находками оберегов-амулетов — из косточек, клыков и когтей животных, которые представляют собой амулеты-обереги. Известно и то, что славяне доны пользовались амулетами в виде коней и конских голов, которые связаны с почитанием солнца.
Погребальный обряд
Наиболее изучены погребения умерших в Донской области – крупные могильные комплексы вблизи поселений, в которых порой было до сотни курганов. На стороне проводилась кремация, очищенные кости кладут в специальный сосуд — в горшок или в миску. Урну вместе с посудой помещали в погребальную камеру – деревянную сооружение на северо-восточном крае курганской площадки; камеры имели прямоугольные или квадратные планы, размеры около 2х1,5 метров, высота стен до 0.5 метров, а также потолок из плах и пол из деревянного настила или утрамбованной глины.
По окончании ритуала насыпали курган, на котором разбрасывали кусочки посуды, имущество погребенного, вынутый грунт образовал ров, где устраивали трапезу — памятную трапезу, зажигали костры. В Кургане могла быть кольцевая оградка из вертикально укрепленных бревен, в которой засыпался грунт. В погребальных камерах не было стен со стороны кургана: возможно, они были использованы для разного времени захоронения нескольких родственников семьи.
Курган – это название означает в переводе с тюркского «курган» строение, крепость, сооружение. Кроме того, курган является видом памятников погребения, распространенным по всему континенту, кроме Антарктиды и Австралии. Выделяется множество типов курганов с особенностями конструкций погребальных камер и насаждений.
Общественное устройство
Общественное состояние донских славян мало изучено. Свидетельства о сильном княжеском авторитете нет, центральное управление можно было осуществлять старейшинами. Размеры домов свидетельствуют о доминировании соседских семей и малосемей, о скоплении домов с общими домохозяйствами — о специфике семейных взаимоотношений.
Историческая судьба
Разгром князя Святослава Хазарского Каганата в 960 году привел к резким изменениям ситуации в стране: распространению в степи воинственных племен печенегов, а также угасанию торговли с Восточным Востоком. Вероятно, в конце X века под влиянием печенегов славяне быстро ушли из Подонья, переселились в соседних северных и северовосточных районах — в лесный бассейн Воронежа, в Среднюю оку. По словам некоторых историков, большинство донских славян переселилось в Рязанское Почье 307 года, где они слились с вятичей. По данным некоторых полевых исследований, славянские население Верхнего Подонья, сохраняя архаичные особенности культуры, полностью не исчезли до XVI столетия, когда эти земли вошли в состав Русского государства.
Итак, донские славяне в настоящий момент большинством исследователей отождествляются с носителями роменско-борщевской археологической культурой. По своему происхождению, роменская и борщевская культуры связаны с волынской и луко-райковской культурой.
В конце XI века – начале XI столетия культура угасает под влиянием разорительного набега печенега. Однако некоторые полагают, что миграция населения севера в лесные районы произошла не столько по набегам степного кочевника, сколько по завоеваниям князей Киева, покорявших племенные центры северянки, радимичи и вятичей киевского княжества.