Атаман Кудеяр: легенда и история кладов разбойника

История

Атаман Кудеяр – полулегендарный персонаж, жестокий и лихой разбойник. Историки до сих пор не могут ответить на вопрос – являлся ли Кудеяр реальным историческим лицом? Вероятно, большинство сказаний о нём – это легенды. Однако сказы о Кудеяре и его несметных богатствах, спрятанных в земле, живут и сегодня.

Кто такой атаман Кудеяр

На сегодняшний день существует большое количество версий и гипотез относительно того кем был атаман Кудеяр. В каждой области и регионе бытуют свои мифы о появлении Кудеяра.

Светлана Федоренкова
Светлана Федоренкова
Закончила обучение в Курском государственном университете по специальности историк. Учусь в магистратуре исторического факультета по направлению "Отечественная история".
Задать вопрос
Историки считают, что имя «Кудеяр» имеет тюркское происхождение. Образовано оно от двух персидских слов: «худи» – «бог» и «яр» – «любимый», или «возлюбленный богом». Возможно, сегодня это покажется странным, но несколько столетий назад имя Кудеяр было широко распространено на Руси.

 

Одна из самых известных легенд гласит, что Кудеяр был единокровным братом самого Ивана Грозного. Его отец, Василий III, сослал неугодную жену Соломонию Сабурову в монастырь, где у неё некоторое время спустя родился ребёнок. Чтобы спрятать мальчика от новой жены Василия Елены Глинской, было объявлено, что ребёнок умер при рождении. Во время раскопок монастыря, где содержали Соломонию, археологи обнаружили могилу, в которой была похоронена соломенная кукла. Был ли Кудеяр реальной личностью, и если был, то мог ли приходиться сыном Василию III  –  этот вопрос остаётся открытым.

Атаман Кудеяр: легенда и история кладов разбойника

Атаман – старший  в роду, предводитель степных народов и казаков, или вообще старший в каком-либо деле.

Помимо версии «царского» происхождения атамана, существуют и другие легенды. Так, например, одна из них связывает с именем разбойника Кудеяра татарскую вольницу на просторах России: быть может Кудеяр – обрусевший татарин-баскак, что прятался в южных степях России, после того как отказался делиться с ханом добычей и покинул Орду. Осел он под Воронежем, где женился на русской девице-красавице, которую силой увёз из родительского дома. Всю жизнь прожил Кудеяр грабежом и разбоями.

Баскак – представитель монгольской администрации на завоёванных землях, сборщик налогов.

По другим сведениям Кудеяр – опальный опричник, который промышлял грабежом на Рязанских и Воронежских торговых путях. Грабил и убивал, не жалея никого…

В кругу историков высказываются предположения, что образ Кудеяра собирательный, а его имя могло стать нарицательным для подобных лихих предводителей шаек разбойников.

Атаман Кудеяр: легенда и история кладов разбойника

Открытие сокровищ Кудеяра

Впервые о сокровищах атамана стало известно в 1881 году. Началось всё с находки одного курского помещика, который на своих землях случайно наткнулся на богатейший клад. В нём содержались: золотой чеканный ковш, золотые и серебряные перстни с рубинами, расписанные эмалью. Эти вещи явно имели старинное происхождение. Ювелиры высочайшего класса посчитали их кладом того самого Кудеяра.

Знаменитый разбойник не оставил после себя никаких достоверных свидетельств. В народной памяти остались только легенды, предания, песни и сказы о жизни лихого атамана.

На просторах от Днепра до Волги местные жители слагали легенды о Кудеяре. Эти территории прозвали «Диким полем», а сами местные указывают на так называемые «Кудеяровы городки», овраги и курганы, где, по их мнению, могут быть спрятаны клады.

Дикое поле – это историческая область неразграниченных и малозаселённых территорий причерноморских и приазовских степей между Днепром на западе и Доном и Хопром на Востоке. В самом центре Дикого поля протекает Днепр.

Атаман Кудеяр: легенда и история кладов разбойника

На «Диком поле» есть камни, леса и урочища, носящие имя знаменитого Кудеяра. Эти разбойничьи метки и сегодня ждут своего часа, охраняя тайну жуткого и дикого разбойника.

По легенде, в шайке у Кудеяра было всего двенадцать разбойников, однако крови честных христиан они пролили немало. Атаман Кудеяр беспощадно сжигал сёла в губерниях южной и центральной России, в округах современных Смоленской и Саратовской областей.

О жестокости Кудеяра помнят в Калуге, Туле, Рязани, Ельце, Воронеже и Курске. Орудовал он в XVI веке в эпоху Ивана Грозного. Тульский воевода так писал своему начальству в Москву: «давно старые люди о том разбойнике сказывали, лет сорок назад…» В Москве сильно беспокоились по поводу этого Кудеяра…

Сказки сказками, но в историческом контексте Кудеяр возведён в ранг «отца русского бандитизма». И ведь есть за что!

Что известно о личности Кудеяра

Надо сказать, что одни народные легенды возносили Кудеяра за храбрость, отвагу, справедливость и щедрость к простым людям. Другие, напротив, –  богатства атамана списывали на его жестокость, жадность и беспощадность. Согласно народным поверьям, сокровищами Кудеяра буквально заполнены пещеры и дубравы в русской глубинке – в тех местах, где атаман когда-то бесчинствовал.

Атаман Кудеяр: легенда и история кладов разбойника

Но зачем ему всё это было нужно? Историки до сих пор ломают голову над причинами разбойничьего поведения Кудеяра.

В «Историческом очерке Саратовского края» Кудеяр описан как лихой татарин, высокого роста и невиданной силы, а также «зверовидной наружности». Упоминается атаман в историческом труде под редакцией Семёнова 1901 года «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». В нём он изображён как настоящий герой. Описан Кудеяр как «выразитель русского удальства и силы»», который проложил дорожку к отвоеванному у татар степному простору.

Народные сказания порой воспевали Кудеяра: «лицом пригож и телом статен», «ума обширного», «силы богатырской», «народу честно жаловал», однако «во хмелю весел и буйн…»

Людская молва наделяла Кудеяра магическими способностями. Считалось, что Кудеяр не просто грабил и зарывал награбленные сокровища в землю, но и накладывал на них проклятья. Поговаривали, что он владел колдовскими чарами: расстелет на берегу реки полушубок да и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит – нет ли погони. Увидит, что за ним гонятся, бросит полушубок на воду – тот и обернётся лодкой с вёслами. Сядет в неё Кудеяр, да и уплывёт.

Как гласят легенды, Кудеяр орудовал на обширной территории вместе со своими соратниками. Это наталкивает историков на мысль, что под именем Кудеяра орудовали несколько банд, главари которых назывались легендарным именем.

Награбленные сокровища оседали в кладах, которые грабители прятали в разных краях, создавая таким образом «Кудеяровы городки».

Кудеяровы городки

Совсем не случайно судьба загадочного разбойника тесно связана с Крымским ханством, которое длительное время разоряло русские земли. Из Крыма в Москву пролегали многочисленные торговые пути, которые так привлекали разбойников.

Крымское ханство – государство в Крыму, Северном Причерноморье и на прилегающих территориях, возникшее на территории Крымского улуса в результате распада Золотой Орды и просуществовавшее с 1441 по 1783 годы.

Вдоль этих маршрутов рассыпаны по околицам старорусских городов «Кудеяровы городки» – метки Кудеяровых схронов. Говорят, что на юге России подобных городков около сотни. Например, в Воронежской области известен Кудеяров лог.

Лог – форма рельефа, небольшая сухая долина.

По дороге на Липецк у села Белоколодское имеется глубокий овраг в окружении отвесных стен. Рядом с ним есть жуткая лощина – «Мертвушка», в которой, как говорят легенды, Кудеяр собственноручно казнил пленников.

В Боровском районе Калужской области осталось на память о Кудеяре городище, в народе прозванное как «Кудеяров притон». Посреди болота высится рукотворная насыпь, окружённая валом и рвом. Её называют первой ставкой Кудеяра.

В Шиповом лесу Воронежской области можно увидеть останки «Кудеярова лога» – руины дома и подворья с кладовыми и конюшнями. Однако главная ставка Кудеяра располагалась в урочище Каменные Крестцы – недалеко от Рязани. В XVIII веке на развалинах был найден камень, с выбитым на нём именем Кудеяра.

Урочище – в широком смысле народное название любого географического объекта, о котором договорились («уреклись») люди.

Согласно преданиям Кудеяровы клады имеются и в Курской области. Несмотря на интенсивные поиски, ещё никому не удалось обнаружить заветных сокровищ. Исключением является лишь найденный в лесу у села Семеновка Щигровского района медный сосуд с серебряными копейками-«чешуйками». На нём хорошо видна надпись «Михайло Косолап». Многие поисковики считают эту находку единственным кладом, который закопал здесь разбойник из шайки Кудеяра.

Атаман Кудеяр: легенда и история кладов разбойника

Чешуйка – тип монеты, чеканившейся на Руси с середины XIV века до 1717 года. Отличается характерной продолговатой каплеобразной формой и неровным краем, что связано с особенностями её изготовления.

Весной 1907 года местный житель из села Макаровка Фатежского района обнаружил медный кувшин с серебряными монетами на берегу реки Усожа. На противоположном берегу этой же реки чуть ранее были обнаружены арабские дирхемы и монеты «шведского и прусского происхождения».

Дирхема – серебряная арабская монета, введённая в оборот в конце VII века.

Куда исчез атаман Кудеяр

В Липецкой области существует предание, по которому Кудеяр всё-таки был пойман и был казнён донскими казаками. В тех краях есть село Долгое, от окраины которого тянется к небу мрачный холм-гора; местные называют его Чёрным Городком. На вершине горы лежит камень синего цвета, который никто не может поднять. Среди местных ходят слухи, что этим камнем помечено не просто логово Кудеяра, но и место, где спрятаны проклятые сокровища. Сам камень, как говорят легенды, – это окаменевшая лошадь Кудеяра, а синий цвет он имеет потому, что оказался в пожаре…

Старожилы твердят, что Кудеяр своим разбоем и непомерной жадностью так разозлил местных купцов и донских казаков, что они все вместе ополчились против него и его соратников – Волдыря и бабы-разбойницы Анны.  Собрались как-то казаки да сожгли станы Волдыря и Анны, а потом и Чёрный Городок Кудеяра. Перед тем как покинуть горящую крепость Кудеяр успел зарыть все свои сокровища на самой вершине. А чтобы сокровища никому не достались, он оставил свою лошадь охранять их, превратив её в камень. Сам Кудеяр бежал в лес, но казаки схватили его и бросили в реку Дон.

По другой версии Кудеяр был прощён. Однажды ему явился Николай Чудотворец и велел оставить разбой. Тот послушался святого – распустил свою дружину, ушёл в лес, где вырыл землянку и прожил в ней до самой смерти.

Иные легенды говорят о том, что Кудеяр окончил свою жизнь простым монахом в одном из российских монастырей. Все свои сокровища Кудеяр завещал монастырю. Причиной такого поступка стала личная трагедия – погиб верный друг атамана, а любимая жена Настасья вдруг захворала, и золото тут не помогло…

Наследство Кудеяра

Никто не знает, что случилось с Кудеяром, но о его несметных сокровищах до сих пор ходят различные слухи.

Атаман Кудеяр: легенда и история кладов разбойника

Ареал распространения его кладов был настолько велик, что, кажется, будто атаман только и делал, что грабил простой люд. Прятал клады Кудеяр сам, а со свидетелями обычно хладнокровно расправлялся. Народная молва до сих пор указывает на «достоверные» места кладов, однако никто так и не смог их найти.

Возможно, найти клады не могут найти потому, что Кудеяр прятал их с проклятьями. Он был мастер в колдовских заговорах, за что получил славу чародея и духа-«кладовика», который с помощью крови заговаривает клады и сам же их стережёт на расстоянии.

Современные поисковики сетуют, мол, вот, поэтому и невозможно найти клады Кудеяра. Однако срок давности колдовства уже должен был истечь…

 

Светлана Федоренкова
Светлана Федоренкова
Закончила обучение в Курском государственном университете по специальности историк. Учусь в магистратуре исторического факультета по направлению "Отечественная история".
Задать вопрос
Для того чтобы отыскать клады Кудеяра нужно подойти к этому со знанием дела, а самое главное – знать где рыть! Заговорённый клад может показаться, если подступятся к нему искатели в нечётном количестве, и если вырытый сундук будут открывать золотым ключом от железной двери. Но где же взять этот ключ? Проще простого! Ключ этот хранится на дне Симова родника, а чтобы его достать, нужно вычерпать воду до дна родника, а также напиться воды из озера Ужиного…

В Тульской и Калужской областях бытуют предания о колодцах, набитых до верха золотыми сокровищами. На Орловщине знают о «ямах Кудеяра».

Клады Кудеяра спрятаны не только в лесах и ярах. Известны и так называемые «кладовые записи на Кудеяровы клады» – своего роды описания. Одним из таких описаний владел монах Оптиной пустыни, но почему-то так и не воспользовался этим документом. После смерти монаха эти записи попали в монастырскую библиотеку.

Оптина пустынь – мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области.

В Саратовской области кладоискатели проложили дорожку к горе Богатырке – это еще один «Кудеяров городок». На вершине горы видны развалины старинной постройки – она считается жилищем самого атамана. В разное время на горе находили человеческие кости, стрелы, ножи, монеты, кольца и перстни… Молва о кладах достигла и поисковиков. Теперь сюда каждый год наведываются искатели сокровищ, однако пока что ничего не смогли найти.

До сих пор никому ещё не удалось отыскать хоть что-то из сокровищ атамана Кудеяра. И никто не может ответить на вопрос: зачем понадобилось создавать Кудеяру такое большое количество городков и урочищ, да ещё и на столь отдалённом расстоянии друг от друга?

https://youtu.be/xHCGf3Bl09Y

 

 

 

 

 

Светлана Федоренкова

В 2012 году я закончила МБОУ "Среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов № 3, поступила в этом же году в вуз.
В 2016 году я закончила обучение в Курском государственном университете по специальности историк.
Сейчас учусь в магистратуре исторического факультета по направлению "Отечественная история".

Моя работа "Сердоликовые бусы как индикатор направлений торговых связей Курской волости-княжения в конце X - 1-ой половине XIII вв." была опубликована в 2016 году в журнале "Filo Ariadne" № 1.
Статья "Ожерелья как дополнительный источник для изучения торговых контактов Курской волости-княжения в конце X - 1-ой половине XIII вв." была опубликована в том же году и в том же журнале, № 2.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Копатыч
Добавить комментарий